Молодежное паломничество "Оптина пустынь" - День 1.

4 ноября в России отмечается День народного единства, а для православных христиан этот день памятен заступничеством Царицы Небесной за Русь. Этот праздник посвящен памяти событий 1612 года, когда русский народ по благословению Патриарха Гермогена сплотился и встал на защиту Православной веры и Отечества от польских интервентов. Князь Димитрий Пожарский и Кузьма Минин откликнулись на призыв святителя и выдвинулись с войском из Нижнего Новгорода в Москву. По распоряжению патриарха второе народное ополчение взяло в поход Казанскую икону Божией Матери. Это была та самая икона, которую в 1579 году Пресвятая Богородица указала найти десятилетней девочке Матроне на пепелище после пожара в Казани. Изгнание народным войском из Кремля иноземцев положило конец Смутному времени, и на трон был помазан первый царь из династии Романовых.

В день празднования Казанской иконы Божией Матери, 4 ноября, из Байк-Центра в Нижних Мневниках был дан старт молодежному паломничеству «Оптина Пустынь - во славу преподобных Оптинских старцев», организованному Федерацией Мототуризма России и мотоклубом "Ночные Волки" при поддержке паломнического центра Московского Патриархата. И не случайно, что первым святым местом, куда отправились паломники для поклонения святыням и в надежде получить Благодать Божию, стала Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь.


 

История обители во многом связана с именем одного из старцев Оптиной Пустыни – Амвросием Оптинским. Прозорливый батюшка, вероятно, предвидел образование женской обители в этом месте. В то время в монастыре пребывала монахиня Амвросия (в миру - помещица Александра Николаевна Ключарева), у которой было две внучки Люба и Вера. Батюшка Амвросий посоветовал купить ей для девочек участок земли, который семья помещиков Калыгиных отдали батюшке для продажи перед тем, как перебраться доживать свой земной путь при Оптине. Старец Амвросий благословил матушку строить дом по его плану. В то время в Шамордино часто бывал юродивый Пахомий. Прогуливаясь по имению, он часто вбивал в землю колышки и приговаривал, где будет забор, где кельи, а где часовня. Люди тогда недоумевали, слушая его. Новый дом строился для девочек, но по непонятным причинам странный человек предрекал на этом месте вместо дома обитель. Однако спустя некоторое время слова Пахомия сбылись.

Вера и Люба росли очень кроткими, добрыми, набожными. С юных лет они имели особую тягу к молитве. Девочки часто вместо привычных детских забав предпочитали устраивать богослужения. Иногда они рассуждали, сколько жить на земле, и порой говорили, что им самим больше 12 лет жить не хочется. Их бабушку такие игры удивляли, но старец Амвросий сказал ей: «Ничего, пусть молятся, они ведь знают, куда готовятся». Но сразу стало понятно, что значили эти слова. Да и добрый старец видимо не хотел огорчать матушку Амвросию.


 

 

Вместе с девочками в новом доме жили вдовы и сироты из бывших крепостных помещицы Ключаревой. Во многом уклад жизни в имении был близок к монашескому. Матушка Амвросия направила архиепископу просьбу об устройстве в новом доме женской общины с богадельней и домовой церковью. Но Калужский архиепископ Григорий скончался и не успел передать ее прошение в Святейший Синод. Перед смертью матушка Амвросия оставила завещание, в котором просила довести начатое ей дело до конца и устроить в имении женскую общину. Спустя два года в возрасте двенадцати лет от дифтерита умерли Люба и Вера… Недолгим оказалось их расставание с любимой бабушкой.


 

История появления у матушки Амвросии Казанской иконы Божией Матери, которая впоследствии дала имя обители, очень интересна. Однажды в Белевский монастырь, где находилась матушка, пришла бедная женщина и попросила 10 рублей на пропитание, оставив в залог Образ Богородицы. За иконой она так и не вернулась, но через некоторое время пришла другая женщина, у которой болела рука. Ей приснился сон, в котором она видела себя молящейся перед иконой Богородицы и услышала голос, который повелел ей пойти в обитель и помазать больную руку маслицем из лампадки у Образа. Женщина долго искала в кельях сестер икону, которую видела ночью, и очень обрадовалась, когда в оставленной некогда в залог иконе узнала явленный во сне образ. По глубокой вере и искренней молитве женщина получила исцеление, а матушка Амвросия с тех пор всегда закупала масла для лампадки перед иконой ровно на 10 рублей.


 

Первыми насельницами общины стали жившие при матушке вдовы и сироты, а настоятельницей - София Михайловна Болотова. София Болотова родилась в глубоко верующей семье и с детства готовилась к монашеству: часто уединялась, упражнялась в посте и молитве. В тридцать лет она вышла замуж, но вскоре овдовела. Ее дочь родилась через три дня после смерти супруга. Став духовной дочерью Амвросия Оптинского, София Михайловна открыла ему свое желание быть постриженной в монахини. Но прозорливый старец сперва дал ей необычное послушание – выйти замуж за пожилого человека, которого он ей укажет. Второй муж Софии Михайловны был слаб здоровьем и обладал довольно тяжелым характером. Такое испытание перед благословением на монашеский путь служения Господу было нужно для научения смирению и отречению от собственной воли. После смерти мужа София Болотова подала прошение епископу Калужскому и Боровскому Владимиру о поступлении в Шамординскую общину. Рекомендательные письма епископу так же отправили настоятель Оптиной пустыни архимандрит Исаакий и старец Амвросий Оптинский.

14 октября 1884 года стало днем открытия общины, освящения в ней домовой деревянной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери, и назначением матушки Софии настоятельницей.


 

От других обителей Шамординская община отличалась тем, что в нее принимали всех желающих. Дело в том, что в то время уйти в монастырь для женщины было не так просто. Она должна была быть достаточно молодой и здоровой, чтобы работать, а так же иметь средства к существованию, чтобы самостоятельно себя содержать. По благословению батюшки Амвросия в Шамордино принимали всех, кто искренне хотел послужить в монашеском чине Господу независимо от их возраста, состояния здоровья и материального достатка. Заботами матушки Софии при женской общине вскоре появились богадельня и детский приют.

После смерти старца Амвросия, его духовный сын, торговец чаем Сергей Васильевич Перлов, взял над обителью попечительство. Многие мастерские и типография в общине, больница, новая трапезная были построены на его средства. По благословению епископа Перлов построил так же домик для своей семьи вблизи монастырской ограды.

8 июля 1901 года, на праздник Казанской иконы Божией Матери, Шамординская женская община получила статус общежительного монастыря и стала называться Казанской Амвросиевской женской пустынью. А через год был освящен новый Казанский собор, строительство которого началось еще при батюшке Амвросие и матушке Софии, приостанавливалось из-за нехватки средств и было завершено при участии Перловых.

Главный храм обители в честь Казанской иконы Божией Матери






 

В годы гонений обитель постигла такая же участь, как и многие другие монастыри и храмы. В 1918 году, чтобы как-то сохранить независимость монастыря, по прошению настоятельницы матушки Валентины, обитель была переименована в трудовую общину. Но это не помогло. В 1923 году богоборческая власть закрыла монастырь, а сестрам было приказано покинуть обитель. В советские годы в монастырских строениях размещались разных организации: дом инвалидов, интернат, сельхозтехникум. Спустя долгие годы поруганий и осквернения, в 1990 году Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь была возвращена РПЦ.



До начала гонений за алтарем Казанского собора находилась усыпальница, построенная в 1910 году.


 

Здесь же находится и могила Сергея Васильевича Перлова, который завещал похоронить себя на территории монастыря, чтобы после смерти его дети не забывали обитель.



После закрытия обители усыпальница была полностью разрушена, сохранился только ее фундамент.







Монастырская трапезная





Водонапорная башня

Храм в честь преподобного Амвросия Оптинского находится на месте домика, в котором жил старец, когда приезжал в обитель. В этом доме батюшка Амвросий после долгой болезни отошел ко Господу 23 октября 1891 года. После его смерти Перлов выстроил над домиком кирпичный футляр. После закрытия монастыря дом-келья был вывезен в село Шамордино, а в каменном футляре находился гараж. После возвращения монастыря церкви на этом месте был построен храм в честь преподобного Амвросия Оптинского, в котором ежедневно проходят богослужения.



Домик семьи Перловых








На сестринской территории находятся богадельня и храм в честь иконы Божией Матери "Утоли мои печали". Сейчас в богадельне проживает около 30 немощных монахинь, за которыми с любовью ухаживают сестры.



Храм построен на средства Анны Перловой и освящен в 1902 году







Монастырская фотомастерская










Из Шамордино автоколонна паломников направилась в монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь в селе Клыково.



 

В обитель мы приехали, когда уже стемнело, поэтому полюбоваться монастырскими видами мы смогли на следующий день. Но позднее время суток не помешало познакомиться и прикоснуться к некоторым святыням монастыря.




 

Первым делом в обители нас накормили ужином, после чего уже сытые и немного отдохнувшие с дороги мы отправились в домик матушки Сепфоры.

Дарья Николаевна Шнякина родилась в крестьянской семье в селе Глухово Гавриловского уезда Тамбовской губернии в 1896 г. У родителей было 13 детей, но выжило только трое: Дарья и два ее брата. Отец не выдавал Дарью замуж, зная о ее желании принять иноческий постриг. Но после его смерти к девушке посватался верующий человек, и мать благословила этот брак.

Семья мужа была достаточно обеспеченной. Дарье приходилось много трудиться, чтобы поддерживать большое хозяйство. У нее родилось четверо детей. После рождения дочерей Дарье удалось совершить паломничества сначала в Саров, а потом и в Киево-Печерскую Лавру. Как и всем паломникам в то время, дорогу до обители матушке приходилось преодолевать пешком, ночевать в лесу и полях, питаться хлебом, водой и сухариками, но все эти трудности помогала преодолеть вера и непрестанная Иисусова молитва. Когда началось раскулачивание, Дарья с детьми осталась на улице. Ее приютила одинокая вдова на краю деревни. Позже она с дочерьми перебралась к мужу в Болохово. Средств к существованию было очень мало. Дарья бралась за любую работу, чтобы как-то помочь семье продержаться. Там они прожили до начала Великой Отечественной Войны.


 

Спустя десять лет после окончания войны муж Дарьи умер, а семья оказалась в Киреевске. Там Дарья практически полностью оставила заботы о мирской жизни, посвятив все свои мысли Богу. Она часто ходила за 8 километров в храм в соседнее село. А люди все чаще стали обращаться к ней за советом и утешением. Спустя некоторое время ее старшая дочь Александра перебралась в Сергиев Посад, где купила часть небольшого домика рядом с монастырем. Дарья стала часто бывать у дочери. Однажды во время молитвы к матушке вдруг явились Ангелы, которые стали ходить вокруг Дарьи и совершать какой-то обряд. Матушка поняла, что это был постриг, и отправилась в Сергиев Посад, где на исповеди рассказала о произошедшем. Ей дали благословение на монашеский подвиг и здесь же, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, постригли в мантию с именем Досифея. После пострига она много времени проводила в обители, но иногда ей приходилось возвращаться в Киреевск. Там в уединенной комнатке она могла полностью посвятить себя молитве и общению с Богом. К матушке стало приезжать много монашествующих, так как вместе с постригом ее благословили на старчество.


 

В 1989 году матушку Досифею постригли в схиму с именем Сепфора. Она очень переживала, что ей, схимнице, придется умереть в миру. Однажды во сне матушке Сепфоре явилась Пресвятая Богородица, которая утешила, сообщив, что закончить свой жизненный путь ей суждено в монастыре в Клыково. Матушка даже не знала, где такое место находится, но Царица Небесная сказала, что священники сами к ней придут. Так и случилось спустя несколько лет…

Первая встреча матушки Сепфоры и послушника Сергия произошла в Оптиной Пустыни. Молодой послушник очень удивился, когда услышал от прозорливой старицы, что ему предстоит жить вместе с ей. Никак не мог он разуметь, как такое возможно. Позже схиигумен Илий благословил Сергия отправиться в Клыково, чтобы восстанавливать разрушенный монастырь, а так же сказал, что окормлять братию будет матушка Сепфора. Эти слова духовника на некоторое время позабылись послушником, но позже стал Промысел Божий стал очевиден.

Комнатка матушки Сепфоры в Клыково

 

Восстановление обители шло туго, денег не хватало, благодетели обходили стороной малоизвестный монастырь. Вдруг один из послушников рассказал о благочестивой старице Сепфоре, и братия отправилась к ней за советом и молитвенной помощью. Матушка очень обрадовалась их приезду, так как знала, что это сбываются слова Богородицы. После этой встречи строительные работы начали спориться, и вскоре монахи перевезли старицу в новый деревянный домик. Здесь матушка Сепфора окормляла братию, утешала, напутствовала. Игумен монастыря Михаил (тот самый послушник Сергий) обращался к матушке не только за духовным советом, но за молитвенной помощью, когда в строительных работах что-то не получалось. По молитвам схимницы все сложности разрешались.

Умерла матушка Сепфора в 1997 г. на 102 году жизни. Согласно ее духовному завещанию старицу похоронили возле алтаря Никольского придела, рядом с братской могилой. Отпевал схимонахиню Сепфору целый собор оптинской братии во главе со схиигуменом Илием, который при жизни ее нередко у нее бывал для духовной беседы. В это время яблони цвели. Гроб находился далеко от сада. Вдруг, несмотря на безветренную погоду, гроб и все вокруг осыпало облаком лепестков яблочного цвета…

После экскурсии все паломники смогли приложиться к иконе, помазаться маслицем от матушки, а так же получить небольшой гостинец в виде леденца. "Пустячок" - так любила называть конфеты старица Сепфора.



Тросточка матушки Сепфоры


Четки, иконки и другие вещи матушки Сепфоры





На выцветшем от солнца коврике матушки вдруг вновь стали проявляться краски. Увидев такое необычное явление, коврик оформили в раму.


 

После экскурсии по домику матушки Сепфоры паломников ждала беседа с наместником монастыря Священноигуменом Михаилом (Семеновым). Разумеется, первой просьбой паломников к отцу Михаилу было рассказать побольше про матушку Сепфору, ведь это он, будучи тем самым послушником Сергием, познакомился со старицей в Оптиной Пустыни, а потом выстроил для нее домик в монастыре и перевез в Клыково. Но на этом беседа не ограничилась. Отец наместник поговорил с нами о воспитании детей, послушании, свободе, разрушении семейных ценностей и потери духовных ориентиров в богоборческие времена и о том, как личное стремление следования заповедям не только лечит душу одного человека, но и часто побуждает других к переосмыслению своей жизни.



Евгений Строгов рассказал отцу Михаилу о плане паломнических поездок, проводимых Федерацией мототуризма России и мотоклубом "Ночные Волки" на 2016-2017 гг.



На ночлег мужская половина группы отправилась в отдельный корпус, а женщинам посчастливилось провести ночь на втором этаже домика матушки Сепфоры. Стоит ли говорить, что спалось в таком месте спокойно и умиротворенно?

Рассвет мы встречали в монастыре Спаса Нерукотворного Пустыни, после чего отправились в Оптину Пустынь. Об том, как прошел второй день паломничества, читайте в следующей части...

Паломнический центр » Наши партнеры » Федерация Мототуризма России » Молодежное паломничество "Оптина пустынь" - День 1.