К СВЯТЫНЯМ АБХАЗИИ

 

К СВЯТЫНЯМ АБХАЗИИ

8 дней / 7 ночей

(межсезонная паломническая программа) 

 

Программа:

1 день

суббота

СУХУМ

 

ПРИЕЗД

Прилёт/приезд в аэропорт/жд вокзал г. Адлер

Переезд в г. Сухум, прохождение российско-абхазской границы.

Размещение в пансионате.

Свободное время.

2 день

воскресенье

СУХУМ

ПАЛОМНИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

Сухум, столица Абхазии, один из древнейших городов мира, центр древнего Колхидского царства.

  • Сухумский кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Божественная Литургия в Сухумском кафедральном соборе Благовещения Пресвятой Богородицы. В настоящее время этот собор является главным в Сухумо-Абхазской епархии. В храме есть придел Николая Чудотворца. До наших дней сохранился шип с тернового венца Господа Иисуса Христа и икона Пантелеймона Целителя с его мощами. Здесь же находилась гробница Иоанна Златоуста, а в 1990 году она была перенесена в место его кончины село Каманы. Служба в нем ведется на трех языках: абхазском, церковнославянском и греческом.
  • Храм Преображения Господня на Михайловском кладбище в селе Яштуха. Храм построен подвижниками благочестия - пустынножителями Абхазии и посещаем монахами-пустынниками в настоящее время. Вокруг храма располагается кладбище, где похоронены многие известные священнослужители и монашествующие. Здесь был погребен известный глинский старец- преподобный Серафим(Романцов), а также находится могила  схииеромонаха Паисия, над которой предусматривается строительство часовни.
  • Посещение могилки архимандрита Серафима (Романцова), одного из последних старцев знаменитой Глинской Пустыни и иерсхим. Паисия (Уварова), где находится мироточивый крест.
  • Обзорная экскурсия по г. Сухум. Прогулка по набережной.

3 день

понедельник

 

НОВЫЙ АФОН. АНАКОПИЯ.

 

  • Древняя столица Абхазии - город крепость Анакопия.  Вершиной Анакопии является Иверская гора(350 м). По преданию, «Иверия» является уделом Божьей Матери, который был определен Ей на собрании Апостолов, когда они бросали жребий, чтобы решить кому куда идти проповедовать Евангелие.
  • Восхождение на  Анакопийскую гору (Иверскую) - место явления Богородицы: по благочестивой православной традиции во время подъема совершается молитвенное пение акафиста Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе победительная…» с остановками на каждом из 12 колен горы.
  • Часовня, в которой находится список с иконы Божией Матери «Иверская». Святой источник на вершине горы Анакопийская, цитадель древней Анакопии (VII-VIIIвв). Руины Храма вмч. Феодора Тирона, стена с древними христианскими символами. Изначально этот Храм был посвящен явлению Пресвятой Богородицы на Иверской горе. Божия Матерь   явилась во сне старцу Гавриилу, сказав ему о своей воле — она желала быть Хранительницей этого места. Тогда-то монахи и решили выстроить надвратный храм.
  • Новоафонский Симоно - Кананитский мужской монастырь. Самостоятельный осмотр. «Царская аллея». Монастырский комплекс был построен монахами из русского Пантелеймонового монастыря Святой Горы Афон. Главный собор Новоафонского монастыря возведен в честь святого великомученика Пантелеймона. Стенные росписи Пантелеймонового собора интересны и в том отношении, что они являются одним из последних памятников русской церковной иконописной школы.
  • Храм Симона Кананита (VI-VIII вв.), воздвигнутый на месте погребения апостола. Симону Кананиту для проповеди Евангелия по жребию досталась страна Абхазия. Святого апостолав своих молитвах просят о создании семьи, верном и благочестивом супружестве, любви. По старой христианской традиции, которую свято чтят в этих местах, двери Симоно-Кананитского храма закрывают для посторонних во время свершения церковных таинств – венчания, крещения, исповеди. Пещерка (келия) Симона Кананита. Предание говорит, что Симон Кананит попадал в свой грот-келью через узкое отверстие в своде. На протяжении нескольких лет Симон Кананит нес уединенный молитвенный подвиг, защищал бедных, помогал семьям, проповедовал Евангелие и славил Христа. Поклонение «стопочке» - отпечатку стопы апостола Симона Кананита. Омовение в водах реки Псырцхи- место мученической кончины апостола Симона. В годы правления грузинского царя Адеркия на берегу реки римские язычники схватили Симона Кананита и отрубили апостолу голову.

4 день

вторник

 

КАМАНЫ

 

Каманы тесно связаны с именами трех святых – Святого мученика Василиска, Святителя Иоанна Златоуста и Святого Иоанна Крестителя (Предтечи). В просторечии Каманы называют «трижды святое место».

  • Команский мужской монастырь в честь свт. Иоанна Злотоуста (VI в.). В Каманы святитель Иоанн Злотоуст был сослан его недоброжелателями в 406г. После трудного и долгого пути, от истощения болезнью, силы покинули святителя.  Прибыв в Каманы у склепа святого Василиска утешенный явлением мученика («Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе»), причастившись Святых Тайн, вселенский святитель со словами «Слава Богу за всё!» предал свой дух Богу. Главная святыня монастыря: саркофаг, в котором многие годы покоился свт. Иоанн Златоуст до переноса его мощей в Константинополь. Рядом с храмом бьет святой ключ карстового происхождения.
  • Святой источник на месте мученической кончины Василиска. Тело святого мученика было сброшено в воду после отсечения его главы в отказ принести жертву языческим богам. Омовение в святом источнике. Часовня, возведенная на месте погребения святого мученика. Гробница мч. Василиска (IV в.). 
  • Подъем к пещере - месту III Обретения главы Иоанна Предтечи. Глава была перенесена в Каманы в период иконоборческих гонений и спрятана в земле. Во сне патриарху Игнатию было явлено, где скрыта честная глава Иоанна Крестителя.

5 день

среда

 

СВЯТЫЕ МЕСТА ВОСТОЧНОЙ АБХАЗИИ

 

  • Илор. Храм Георгия Победоносца (VIII в), построенный на том самом месте, где в конце III века стоял боевой шатер мч. Георгия. По преданию храм был построен в память об очередной победе святым Георгием Победоносцем в бою. В храме уникальный каменный престол, около 12-ти мироточивых икон. Святой колодец, вода которого обладает целительными свойствами. 
  • Дранды. Один из первых храмов Колхиды, храм Успения Пресвятой Богородицы (VI в.) или Драндский кафедральный собор, построенный византийским императором Юстинианом Великим. В Драндском соборе находится икона «Неопалимая Купина», мироточивая икона вмч. Димитрия Солунского. В начале XX века Драндский мужской монастырь был широко известен в Российской империи, число насельников достигало 300 человек. Построен по образу собора святой Софии Константинопольской (VI в.)
  • Храм Илии Пророка в Агудзерах, построенный великим меценатом Николаем Смецким в стиле модерн. На рубеже столетий костромской помещик Николай Николаевич Смецкой приобрел в Сухуме в районе Гулрыпша и Агудзеры несколько участков земли, где устроил дендрарий с редкими субтропическими растениями, санатории для легочных больных.
  • Моква: исторический центр Абжуийской Абхазии, очамчырский район. «Моквинская поляна» - Моквский Собор Успения Пресвятой Богородицы, построенный в третьей четверти Х в. Абхазским царем Леоном 111. Согласно преданию, очень жестокий и жадный царь Леон III, отказываясь платить зодчему за возведение собора, обвинил того в том, что с вершины храмового купола плохо просматриваются ближайшие окрестности. В то время, когда зодчий, пытаясь опровергнуть данные обвинения, поднялся по лестнице на купол собора, царь приказал убрать лестницу, оставив мастера на высоте погибать от голода. Статус Моквского собора был очень значительным на Абхазских землях, в свое время здесь располагались монастырь и епископская кафедра, а также он служил местом захоронения архиепископов. В XVII ст., когда здешние земли были захвачены турками, храм был полностью разграблен. Масштабная реконструкция храма началась уже в середине XIX ст.
  • Бедийский Собор (Х в.) - крупнейший памятник закавказской архитектуры. Исторически - кафедральный собор Бедийского епископства (XIII-XV).Собор был возведен в конце второй половины X ст. в честь Влахернской иконы Божьей Матери абхазским царем Багратом III. Главное достояние собора - это золотой потир. В настоящее время он хранится в Музее искусств города Тбилиси. Храм находится в каноническом подчинении Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви.

На обратном пути по желанию паломников купание в целебном горячем минеральном источнике недалеко от селения Кындыг (за дополнительную плату). Источник состоит из каскада бассейнов и водопада.

6 день четверг

 

СВЯТЫЕ МЕСТА ЗАПАДНОЙ АБХАЗИИ

  • Лыхны. Царское село с руинами дворцов князей Абхазии, с огромной исторической поляной, постройки Х в. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Лыхны. Лыхненский храм является усыпальницей владетельного князя Абхазии Сафарбея Чачба. Знаменитые фрески XV-XVI века. Внутри это здание очень богато украшено старинными фресками 14 века, которые хорошо сохранились, и необычного вида иконами. Над дверным проемом с южной стороны изображена Богоматерь, сидящая на троне, на стене центральной апсиды – Богоматерь с младенцем и ангелами, композиция Евхаристии, сцена воскрешения Христа. Ниже изображен Авраам с ангелами, а еще ниже - святые Василий и Григорий Богослов. На западной стене храма видна композиция Успения Богородицы. В храме можно увидеть икону Божьей Матери Знамение, которая является первой известной иконой, содержащей надпись на абхазском языке. Она была подарена Абхазии в 1855 году российским императором Александром II. Надпись на иконе гласит: «Пресвятая Богородица, спаси нас». По преданию этот храм является единственным на территории Абхазии, в котором служба не прекращалась за всю его тысячелетнюю историю, ни при турецком владычестве, ни в период атеистической советской власти.
  • Пицунда. Знакомство с историко-архитектурным заповедником «Великий Питиунт». Посещение Пицундского собора в честь апостола Андрея Первозванного (X в.), особенностью которого является образ Богородицы «Пицундская (Бичвинтская)» 1919 г. и фреска снятие Христа, датируемая XVI в. Внутри собора, в западной ее части, находится некогда богато украшенная мастерами из Старого Афона усыпальница XVI века с двумя гробницами, по преданиям предназначавшимися апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту, о чем свидетельствуют фрески. Стены и своды Пицундской часовни-усыпальницы покрыты   средневековой росписью: «Христос Пантократор», «Распятие Христа», «Плач над телом Спасителя», «Сошествие во ад». В алтарной апсиде, около правой от окна фигуры сохранилась надпись по-гречески: «Иоанн Златоуст». На свитке, который держит в руках Святитель, написано по-гречески: «Святый Боже, который пребывает среди святых, который трижды святым пением Серафимов славится».

7 день

пятница

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ

 

  • «Рицинский национальный парк»: невероятной красоты Бзыбское ущелье, озера Рица и Голубое - удивительно яркого цвета, цвет которому придает минерал лазурит, которым покрыто его дно. Гегский водопад: одна из самых красивых и зрелищных достопримечательностей в Абхазии, водопады «мужские и женские слезы» и «Молочный». Дорога проходит по альпийским лугам Абхазии, мимо знаменитого минерального источника Ауадхара, вода которого по химическому составу и лечебным свойствам приближена к французскому источнику «Виши». 
  • Посещение горной пасеки с возможностью приобретения экологически чистой продукции. Посещение форелевого хозяйства, расположенного на берегах Черной речки и самшитового леса у истоков реки Мчишты, с внешним осмотром древнего Отхарского наскального монастыря. Обед в ресторанчике на берегу реки, где можно попробовать приготовленную на открытом огне рыбу амлагур, так по- абхазский называют форель- царскую рыбу. 

8 день

суббота

АДЛЕР

 

Отъезд в аэропорт/жд вокзал г. Адлер.

Прохождение абхазско-российской границы.

 

По желанию можно продлить поездку на более длительный срок 

В стоимость включено:

Дополнительно оплачивается:

 *Проживание в частном секторе: уютные комнаты с 2-3-4-х местным размещением со всеми удобства, ванная комната на этаже, питание, национальная кухня, зеленый двор, удобства в доме и во дворе, теплая, дружественная атмосфера.